7 студенты

Цикл информационно-просветительских мероприятий «Культурный, литературный и языковой аспекты текста в дидактическом преломлении»
 
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но насущной необходимостью (А.И. Куприн)


Просмотреть записи всех событий


Романов Дмитрий Анатольевич,  доктор филологических наук, профессор
Технологии оценивания текстовой деятельности учащихся

Рассматривается формирование коммуникативной лингвокультуроведческой и читательской компетенции в процессе работы с текстом на уроках русского языка в средней школе. Анализируются конкретные текстовые примеры и модели заданий к текстам различного объема тематики и жанрового характера. Формулируются методические рекомендации для учителей и анализируются типичные ошибки текстовой деятельности учащихся, а также просчеты в ее руководстве учителем. Материал рассматривается в контексте филологических дисциплин, изучаемых в школе, и широких метапредметных связей.

Презентация состоится 18 марта 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Google Meet по следующей ссылке:

meet.google.com/rzg-fqto-kqk

Запись мероприятия: https://drive.google.com/file/d/1I6C9-sO_Gb8ioLf8dXCRXaO4PZJhavt-/view?usp=sharing


Гаврилина Надежда Афанасьевна, доктор исторических наук, профессор
Роль благотворителей в развитии российской науки, образования, культуры.
 
 В лекции освещается роль российских благотворителей в развитии науки, образования, культуры. Раскрываются причины появления меценатства. Показан вклад Третьяковых, Мамонтовых, Рябушинских, Бахрушиных в открытии уникальных музеев, галерей, театров, библиотек. На средства благотворителей открывались учреждения: Голицинская больница, первая градская больница, институты, гимназии, ремесленные училища. Вторая половина XIX – нач. XX вв. связана с деятельностью  купеческих династий. Система благотворительности в России отличалась разнообразием форм учреждений. При рассмотрении вопросов культуры этот материал является иллюстрацией к теории.

Обзорная лекция состоится 22 марта 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Google Meet по следующей ссылке:

meet.google.com/wpq-hfbu-wow


Миронова Галина Семеновна, старший преподаватель
Развитие эстетической культуры в процессе изучения чеховской драматургии

Тема направлена на реализацию межпредметных связей литературы с другими видами искусства (живопись, музыка, театр). В центре внимания находится зрелая чеховская драматургия, прежде всего, комедия «Вишневый сад». В процессе ее изучения в вузе и школе предполагается обращение к отечественному искусству рубежа XIX-XX вв. как необходимому условию развития эстетической культуры личности.

Лекция состоится 26 марта 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Zoom по идентификатору конференции: 744 536 1770 (код доступа: 575757), либо по следующей ссылке:
https://us04web.zoom.us/j/7445361770?pwd=Q3FjZExFV0hEbkx0Y096TjhMeXdWZz09


Сафонова Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Избранные страницы: язык и стиль прозы Б. Акунина

В лекции рассматриваются актуальные вопросы лингвистики ˗ функционирование языковых единиц в современной речи, язык писателя, идиостиль. Материалом для рассмотрения послужила проза Б. Акунина, писателя-постмодерниста, автора популярного в настоящее время «интеллектуального детектива». Б. Акунина отличает достаточно яркий и оригинальный подход в использовании языковых единиц, что позволяет рассматривать его прозу как иллюстрацию современных языковых процессов в системе занятий по языковым дисциплинам в вузе и школе.
Лекция состоится 30 марта 2021 года в 11.00.

Дистанционное онлайн-подключение на платформе Zoom по идентификатору конференции: 668 389 1456 (код доступа: 2rHGf5), либо по следующей ссылке: https://us04web.zoom.us/j/6683891456?pwd=RTd5Wk4yeVVQa3ZlMmZqajhJcmhtdz09


Чихачева Тамара Александровна, кандидат филологических наук, доцент
Анализ прецедентных текстов как способ формирования картины мира подростков.
 
Лекция будет посвящена прецедентным текстам, которые содержат фоновые знания, а также отражают картину мира создателя. Отдельно будет освещен вопрос анализа данных текстов на уроках русского языка и литературы. Эта работа необходима не только для формирования лингвистической и коммуникационной компетенций, но и для формирования определенной картины мира у современных подростков в условиях огромного потока информации и неустойчивой ценностной системы школьников.

Мероприятие состоится 7 апреля 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Google Meet по следующей ссылке:                         https://meet.google.com/sfa-odyt-wpk


Барабанова Марина Юрьевна,  кандидат филологических наук, доцент
Фомирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку  на материале древнерусского текста.

В лекции  рассматривается один из аспектов формирования культуроведческой компетенции – изучение языка как исторического явления. Древнерусские тексты являются наиболее удачным материалом для этой цели, поскольку именно они дают   сведения об истории возникновения древнерусского государства, об особенностях древнерусского языка и  литературы, о характере мышления, материальной и духовной жизни русского народа той эпохи.
Кроме того, большое внимание уделяется  типологии упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции в данном аспекте  на материале древнерусских  текстов, изучаемых в рамках школьной программы. 

Обзорная лекция состоится 14 апреля  2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Google Meet по следующей ссылке:
meet.google.com/cgh-fnwa-zmf


Красовская Нелли Александровна, доктор филологических наук, профессор
Проблема картографирования лексического материала и его интерпретация.

Вопросы фиксации языкового материала на лингвистических картах и проблемы составления лингвистических атласов стоят в языкознании весьма остро. Существует большое количество лингвистических карт и атласов, которые построены на разных принципах. При картографировании лексических единиц возникает множество проблем, связанных с отбором языковых единиц, их соответствию типу карты, с фонетическими и словообразовательными вариантами и т.д. В то же время карты являются  основой для разнообразной интерпретации языкового материала. О возможностях трансляции лингвистической информации свидетельствуют данные «Лексического атласа русских народных говоров».

Мастер-класс состоится 16 апреля 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе ZOOM по следующей ссылке: https://us04web.zoom.us/j/79485485978?pwd=TVBjSXJiNGR. Идентификатор конференции: 794 8548 5978Код доступа: 9aYLTA


Пронина Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент
Архаичные формы слов в современном русском литературном языке в лингводидактическом рассмотрении.

В лекции рассматриваются уникальные грамматические явления в области имён и глаголов, обусловленные историческими процессами формообразования. Особое внимание уделяется историческим изменениям типов склонения существительных, образованию форм имен прилагательных, а также унификации системы времен глагола. Обозначенные явления сопровождаются развернутым методическим комментарием для преподавателей словесности, учителей русского языка и студентов и учащихся.

Презентация состоится 21 апреля 2021 года в 11.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе Google Meet по следующей ссылке:

meet.google.com/pzn-pqzj-zxg


Старцева Наталья  Михайловна, кандидат филологических наук, доцент
Роль проектной деятельности в процессе обучения русскому языку. 

При обучении языку важное место должно быть отведено самообразованию учащихся. Это позволит ему на высоком уровне овладевать языком (как родным, так и иностранным). Поэтому сегодня возрастает роль самостоятельной работы при изучении языка. Современная методическая наука выдвигает в этой связи на первый план проектную деятельность, способствующую практическому освоению материала, формированию важнейших компетенций, а также сочетающую индивидуальную и групповую работу обучающихся. Проектные методики помогают формировать собственные знания и представления, развивают мышление и творческие способности, навыки работы с научной и справочной литературой и Интернет-ресурсами.
На мероприятии будут продемонстрированы проекты, связанные с изучением русского языка, литературы на русском языке, выполненные учащимися разных возрастных групп и способствующие решению различных задач обучения.

Мероприятие состоится 4 мая 2021 года в 10.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе ZOOM  по следующей ссылке:                          https://us04web.zoom.us/j/77879488736?pwd=c0FPWGd3Q29tNTg5cER4TmhyN1NVQT09
Идентификатор конференции: 778 7948 8736
Код доступа: FGyrP7


Старцева Наталья  Михайловна, кандидат филологических наук, доцент
Изучение русской пунктуации с помощью визуальных знаков и схем.

Владение пунктуационными нормами имеет большое общекультурное значение для каждого человека, является показателем уровня его речевого развития. Пишущий должен знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям, какими приемами он должен для этого воспользоваться. Пунктуация – это часть графической системы, принятой для данного языка, она должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. Важно, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания. Вариативность русской пунктуации создает дополнительные трудности для изучающих русский язык. На семинаре будут предложены некоторые методические приемы, призванные облегчить освоение пунктуации родного или чужого языка.

Мероприятие состоится 17 мая 2021 года в 10.00.
Дистанционное онлайн-подключение на платформе ZOOM  по следующей ссылке:                          https://us04web.zoom.us/j/77879488736?pwd=c0FPWGd3Q29tNTg5cER4TmhyN1NVQT09
Идентификатор конференции: 778 7948 8736
Код доступа: FGyrP7


План не заполнен
Бесплатно