Внутри данного курса предполагается выделение трех блоков.
Красовская Н.А., 6 часов онлайн. Тема: «Образ человека в языке и культуре». В рамках данного блока предполагается обратиться к языковым способам репрезентации образа человека. Особое внимание будет обращено на межпредметное взаимодействие: человек в языке, литературе, живописи, музыке. В ходе реализации курса предполагается формирование языковых, речевых и культурно-языковых компетенций.
Иллюстрациями к изучению образа человека могут стать следующие полотна русских художников, созданные в разные века и по-разному представляющие людей. Данные репродукции будут использованы в ходе проведения занятий.
Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772.
В.М. Васнецов. Богатыри. 1898.
Ф.П. Решетников. Опять двойка. 1952.
Краткая аннотация всего курса (36 часов): Важность данного курса объясняется тем, что лингвокультурная составляющая является наиболее сложной при изучении любого языка. В лингвистических и методических исследованиях акцент, как правило, делается на лексику, грамматику, изучение коммуникативных ситуаций, при этом культурный фон, необходимый для процесса аккультурации, остаётся вне поля зрения лингводидактов. Данные темы фрагментарно освещены в учебной литературе. Курс будет интересен для иностранных граждан, изучающих русский язык как родной, неродной, иностранный. Обучающиеся познакомятся с основными конструктами национальной картины мира. В ходе реализации курса будет сформирована культурно-языковая компетенция, заключающаяся в готовности интерпретировать факты языка и речи в категориях культуры. Основным методом обучения является проблемный. В ходе обучения будут использованы технологии эвристического обучения, проблемные беседы, задания поискового характера, проекты, современные информационные технологии.
Преподаватели:
Токарев Г.В., Красовская Н.А., Романов Д.А.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
с 20 ноября 2020 г. по 20 декабря 2020 г.
Преподаватель: Токарев Г.В.
Ссылка для онлайн-подключения на платформе Zoom:
Идентификатор конференции: 219 461 6891
Код доступа: 3iLKf6
Преподаватель: Красовская Н.А.
20.11.20 10.25 – 12.00 meet.google.com/cra-gefh-vfg
25.11 .20 10.25 – 12.00 meet.google.com/cra-gefh-vfg
27.11.20 10.25 – 12.00 meet.google.com/cra-gefh-vfg
Преподаватель: Романов Д.А.
24.11.20 10.25 – 12.00 meet.google.com/cra-gefh-vfg
01.12.20 10.25 – 12.00 meet.google.com/cra-gefh-vfg
Русская культура через призму языка
Расписание занятий
Дата | Время занятий | Наименование темы | Вид занятий | Преподаватель | Кол-во часов |
17.11.2020
(вторник) |
10.25-12.00 | История русской письменной и книжной культуры. | Аудиторное учебное занятие | Д.А. Романов | 2 |
17.11.2020
(вторник) |
13.00-14.30 | Как русские представляют человека | Аудиторное учебное занятие | Г.В. Токарев | 2 |
20.11.2020
(пятница) |
10.25-12.00 | Антропоцентрический подход в современной лингвистике. Слова с предметным, признаковым, числовым, процессуальным значением при описании человека. Сложности использования определенных грамматических форм. | Аудиторное учебное занятие | Н.А. Красовская | 2 |
24.11.2020
(вторник) |
10.25-12.00 | Учение и воспитание в культурном представлении русского человека: из века XVIII-го в современность | Аудиторное учебное занятие | Д.А. Романов | 2 |
24.11.2020
(вторник) |
13.00-14.30 | Чего боятся русские | Аудиторное учебное занятие | Г.В. Токарев | 2 |
25.11.2020
(среда) |
10.25-12.00 | Образ человека в произведениях искусства (литература, живопись, музыка) и возможности его описания средствами языка | Аудиторное учебное занятие | Н.А. Красовская | 2 |
27.11.2020
(пятница) |
10.25-12.00 | Возможности интерпретации образа человека на основе материалов сказок и мультфильмов | Аудиторное учебное занятие | Н.А. Красовская | 2 |
01.12.2020
(вторник) |
10.25-12.00 | Лингвокультурное пространство нравственности в текстах «Русских книг для чтения» Л.Н. Толстого. | Аудиторное учебное занятие | Д.А. Романов | 2 |
02.12.2020
(среда) |
11.00-12.30 | Как русские измеряют действительность | Аудиторное учебное занятие | Г.В. Токарев | 2 |
-
Взаимодействие языка и культуры: введение в курс
-
История русской письменной и книжной культуры
-
Как русские представляют человека
-
Антропоцентрический подход в современной лингвистике.
-
Чего боятся русские
-
Образ человека в произведениях искусства (литература, живопись, музыка) и возможности его описания средствами языка
-
Возможности интерпретации образа человека на основе материалов сказок и мультфильмов
-
Лингвокультурное пространство нравственности в текстах «Русских книг для чтения» Л.Н. Толстого.
-
Как русские измеряют действительность
-
Учение и воспитание в культурном представлении
-
Возможности интерпретации образа человека на основе материалов сказок и мультфильмов
-
Итоговое тестирование по курсу Русская культура через призму языка