Название курса: Лингвопоэтика русской классической литературы
Цель курса: Расширение представления слушателей об идейном (содержательном) и языковом мире русской литературы, воспитание осознанного уважительного отношения к художественному мастерству русских писателей-классиков.
Задачи курса: 1. Знакомство слушателей с нераскрытыми страницами русской классики. 2. Показ известных литературных произведений в новом ракурсе, оставшемся за границами школьной программы. 3. Сосредоточение внимания на языковых и стилистических чертах произведений литературы, в которых акцентируются идеи автора и проблемы эпохи. 4. Рассмотрение литературного произведения как этапа в творческом развитии автора, в динамике русского литературного языка, в движении национального и мирового художественного процесса.
Курс включает десять тем, объединенных в три модуля:
I.Лингвопоэтика русской литературы начала XIX в. (Традиционное и новое в лингвопоэтике произведений Г.Р. Державина. Лингвопоэтические черты басен И.А. Крылова. Лингвопоэтическая характеристика романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
II. Лингвопоэтика русской литературы середины XIX в. (Черты устного народного творчества в лингвопоэтике пьес А.Н. Островского. Лингвопоэтика Севастопольских рассказов и «светских глав» романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Особенности языковой манеры повествователя в сказе Н.С. Лескова «Левша». Лингвопоэтика языка тургеневских героев. Отражение идеологии героев в их речи (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)).
III. Лингвопоэтика русской литературы рубежа XIX – XX вв. (Лирическая языковая стихия в прозе А.П. Чехова. Мир дворянской России в изображении И.А. Бунина: лингвопоэтический аспект).
Формируемые компетенции: читательская (текстоцентричная) компетенция, языковые (нормативная и лингвокультурная) компетенции.
Используемые методы: дидактический репродуктивный и проблемный (при чтении лекций), эвристический (в ходе подготовки к зачету), проблемно-поисковый (в ходе написания рефератов).
Средства обучения: художественный текст, материалы биографии писателей, произведения изобразительного искусства эпохи создания текста, литературоведческий и критический контекст литературного явления.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование
темы |
Всего, час. | В том числе: | ||
Лекции | Практические занятия (семинары и т.д.), лабораторные занятия | Самостоятельная работа | |||
1 | «Чудотворец русского слова»: лингвопоэтика басен И.А. Крылова | 2 | |||
2 | Отдельные черты лингвопоэтики А.С. Пушкина | 2 | |||
3 | Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого – прорыв в новую литературу и новую реальность | 2 | |||
4 | Лингвопоэтика сказа и ее отражение в произведениях Н.С. Лескова | 2 | |||
5 | Грани реализма в лингвопоэтике произведений И.С. Тургенева | 2 | |||
6 | О поэтике романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 2 | |||
7 | Творческие подходы Г.Р. Державина к лексической ткани его стихотворений. | 3 | |||
8 | Русское национальное начало и его проявления в лингвопоэтике пьес А.Н. Островского. | 3 | |||
9 | Создание образа человека на разломе эпох: черты лингвопоэтики рассказов и пьес А.П. Чехова. | 3 | |||
10 | Языковые черты «России уходящей» и «России новой» в лингвопоэтике И.А. Бунина. | 3 | |||
Итого | 12 | 12 |
Расписание занятий:
Дата, месяц | 08.04 | 15.04 |
Время | 11.00 | 11.00 |
Ссылки | meet.google.com/wyf-dtis-mgc | https://us04web.zoom.us/j/6683891456?pwd=RTd5Wk4yeVVQa3ZlMmZqajhJcmhtdz09
Идентификатор конференции: 6683891456
Пароль: 2rHGf5 |
Тема | «Чудотворец русского слова»: лингвопоэтика басен И.А. Крылова | Отдельные черты лингвопоэтики А.С. Пушкина |
Преподаватель | Романов Д.А. | Сафонова Т.В. |
Дата, месяц | 22.04 | 29.04 |
Время | 11.00 | 11.00 |
Ссылки | meet.google.com/dry-xfoa-izb | https://us04web.zoom.us/j/77879488736?pwd=c0FPWGd3Q29tNTg5cER4TmhyN1NVQT09
Идентификатор конференции: 778 7948 8736
|
Тема | Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого – прорыв в новую литературу и новую реальность | Лингвопоэтика сказа и ее отражение в произведениях Н.С. Лескова |
Преподаватель | Романов Д.А. | Старцева Н.М. |
Дата, месяц | 13.05 | 18.05 |
Время | 11.00 | 10.00 |
Ссылки | https://us04web.zoom.us/j/6683891456?pwd=RTd5Wk4yeVVQa3ZlMmZqajhJcmhtdz09
Идентификатор конференции: 6683891456
Пароль: 2rHGf5 |
https://us04web.zoom.us/j/77879488736?pwd=c0FPWGd3Q29tNTg5cER4TmhyN1NVQT09
Идентификатор конференции: 778 7948 8736
|
Тема | Грани реализма в лингвопоэтике произведений И.С. Тургенева | О поэтике романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
Преподаватель | Сафонова Т.В. | Старцева Н.М. |
-
Темы для самостоятельной работы слушателей
-
«Чудотворец русского слова»: лингвопоэтика басен И.А. Крылова
-
Отдельные черты лингвопоэтики А.С. Пушкина
-
Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого – прорыв в новую литературу и новую реальность
-
Лингвопоэтика сказа и ее отражение в произведениях Н.С. Лескова
-
Грани реализма в лингвопоэтике произведений И.С. Тургенева
-
О поэтике романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
-
Творческие подходы Г.Р. Державина к лексической ткани его стихотворений.
-
Русское национальное начало и его проявления в лингвопоэтике пьес А.Н. Островского.
-
Создание образа человека на разломе эпох: черты лингвопоэтики рассказов и пьес А.П. Чехова.
-
Языковые черты «России уходящей» и «России новой» в лингвопоэтике И.А. Бунина.
-
Тематика итоговых рефератов